Бизнес-процесс — любая операция бизнеса, которая помогает решать бизнес-задачи и зарабатывать. Абсолютно любая.
Что такое бизнес-процесс?
Бизнес-процесс — любая операция бизнеса, которая помогает решать бизнес-задачи и зарабатывать. Абсолютно любая.
Бизнес-процесс — это алгоритм, любые действия, которые повторяются раз за разом.
Бизнес-процессы есть у любого бизнеса, начиная с самозанятого и заканчивая международной корпорацией.
В каждой компании свои бизнес-процессы. Нет единого шаблона, каждый бизнес индивидуален. Даже у прямых конкурентов бизнес-процессы различается.
По своей сути бизнес-процесс — это инструкция: кто, что, когда, где и как должен сделать.
Чтобы в компании всё работало как надо, а бизнес зарабатывал деньги, процессами нужно управлять.
Чтобы эффективно управлять бизнес-процессами, нужно описать, как они уже проходят в компании.
Есть несколько базовых форматов описания бизнес-процессов, но наиболее простая и популярная форма описания – текстовая.
Этапы описания бизнес-процессов
-
Определение цели БП.
-
Определение границ БП – обозначить вход и выход.
-
Ресурсы БП.
-
Детальное описание всех действий.
-
Назначение исполнителей.
-
Тайминг.
-
Метрики.
-
База документов и регламентов.
Пример бизнес процесса «Продажа билетов»
-
Цель – Обработка заявок на билеты.
-
Вход – карточка заявки с сайта в CRM. Выход – отправка электронной копии билета на email клиента.
-
Ресурсы – cайт, CRM, менеджер.
-
Описание. Поступление заявок с сайта в CRM – круглосуточно. Метрика – количество заявок.
-
Автопроверка на корректность данных – CRM. Ошибка – заявка удаляется.
-
Автописьмо клиенту о некорректности введенных данных. CRM.
-
Создание контакта в CRM, если его нет.
-
Обработка заявок. Назначение исполнителей. Менеджер. Автоназначение CRM. С 9:00 – 17: 30 6. Тайминг. Регламент 30 минут. Метрика – время обработки.
-
Проверка оплаты билета. CRM.
-
Оформление электронного билета, если оплата на счете. Отправка его клиенту. Если оплаты нет – перенос сделки на этап «Ждет оплату». Менеджер.
-
База документов и регламентов. Скрипт общения с клиентом. Правила оформления билетов.
Управление бизнес-процессами начинается с назначения ответственного за каждый бизнес-процесс и контроля этих ответственных.
Дальнейшая работа руководителя с бизнес-процессами заключается в их оптимизации. Идеальных бизнес-процессов не существует, любой бизнес-процесс можно оптимизировать до бесконечности, или до разумной достаточности.
Кто должен заниматься оптимизаций бизнес-процессов?
На старте бизнеса – собственник, затем он делегирует эту функцию наемному руководителю, который со временем делегирует ее специалисту, и в определенный момент – целому отделу.
Самое главное
- Если у Вас есть бизнес – значит, есть бизнес-процессы
- Ваши бизнес-процессы должны быть описаны
- Вы должны управлять Вашими бизнес-процессами
- Вы должны оптимизировать Ваши бизнес-процессы
- Если Вам кажется, что какой-то Ваш бизнес-процесс оптимален – Вам кажется. Это значит, что пора обратиться к специалисту.
Чем мы можем помочь?
Вы можете отправить один Ваш бизнес-процесс нашим специалистам – они бесплатно сделают его краткий аудит и дадут несколько рекомендаций по его улучшению.